Позднесредневековая городская культура

 


Глава 7.
ПОЗДНЕСРЕДНЕВЕКОВАЯ ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА

§ 1. Города и поселения в XIII — первой половине XV в.
Расцвет средневековой городской культуры Казахстана, апогей которого приходится на Х—XII вв., Был прерван завоевательными походами татаро- монгольских войск.
Были нарушены традиционные связи городов и кочевой степи, также жестоко пострадавшей в ходе нашествия.
Но равномерно на юге Казахстана последствия монгольского погрома изживаются. К середине XIII в. Происходит оживление городской жизни и, хотя её масштабы не идут в сравнение с той, что была накануне, все же происходит восстановление городов, оседлости, возрождаются экономические связи районов, города вовлекаются в орбиту интернациональных торговых и дипломатических связей'.
броским свидетельством оживления экономической жизни южноказахстанских городов служит нумизматический материал. В середине XIII в. Начинает интенсивно работать монетный двор Отрара, где чеканятся вначале золотые динары, потом посеребренные дирхемы, а также медные фельсы. Отрар был единственным городом в Казахстане и Средней Азии, выпускавшим в это время монеты всех трех обычных номиналов. Причем отрарские посеребренные дирхемы обеспечивали не лишь местную денежную торговлю, но и торговлю межобластную.
не считая Отрара во второй половине XIII в. Денежную продукцию выпускали
Кенджде и Дженд.
В маршрутниках середины XIII в. Упоминаются города Отрар, Зернук, Сайран,
Ясы, Сыгнак/Барукет, Саудакент, Кумкент, Уросо-ган, Сузак. На интернациональных караванных путях появлялись и развивались новейшие городские центры, такие как
Сарайчик на р. Урал. Основание его относится ко второй половине XIII в.
Город находился на главном торговом пути с Востока на Запад из Восточного
Туркестана, Казахстана и Средней Азии в Поволжье, Крым, Европу.
Исследователи считают, что последнюю четверть XIII в. Можно считать временем, когда для частичного восстановления городской жизни и денежной торговли Средней Азии созрели прочные и довольно благоприятные условия.
Так, на Отраре раскопан комплекс крупной кирпичеобжиговой мастерской, которая начала работать в последней четверти XIII в. Она снабжала материалом стройку, которое развернулось в Отраре конкретно в это время.
Из жженого кирпича была выстроена на рубеже XV—XVI вв. Соборная мечеть
Отрара. Основной вход её, судя по уцелевшим конструкциям, был оформлен прямоугольными пилонами и сдвинут к углу, где находилась круглая башня минарета.
Как понятно, монголы препятствовали возрождению разрушенных городов как военных крепостей. И только равномерно города стали вновь обноситься стенками.
В Отраре стенка была выстроена в конце. XIII — начале XIV вв. В это время, как свидетельствуют материалы раскопок, формируются новейшие типы жилища.
посреди них выделяются дома с линейной и крестообразной планировкой, известные уже с XI в., В XIII—XV вв. Происходит их дальнейшее развитие.
Для жилищ были отмечены конфигурации в интерьере: суфа сейчас занимает практически всю площадь жилого помещения, не считая площадки ташнау, возникает новый тип очага — тандыр с дымоходом. Он становится универсальным типом очага.
Перекрытия домов опирались на центральный столб либо стенки. В домах имелись кладовые с закромами — глиняными ящиками.
Во второй половине XIII в. В городе при сохранении главных магистральных улиц полностью изменяется планировка городских кварталов. Кварталы Отрара последней четверти XIV— первой половины XV в. Сохранили свои прежние границы.
На Отраре раскопан «квартал гончаров». Исследовано 10 мастерских по уровню
XIII—XV вв. Отрарские мастерские дают представление, в первую очередь, об личном производстве самостоятельных ремесленников, работавших в мастерской при доме.
Топография мастерских, их взаиморасположение разрешают предположить наличие корпоративности производства. Сопоставление размеров мастерских, количества печей в каждой из них дозволяет судить о социальной дифференциации в среде керамистов. Анализ же производимой продукции свидетельствует о имеющейся в это время специализации2.
Было развито медницкое дело. Отрар являлся центром производства бронзовых зеркал. О ювелирном ремесле свидетельствуют бессчетные декорации из серебра и бронзы — перстни, браслеты, серьги, подвески. Как и до этого, было развито стеклоделие — создание кувшинов, графинов, чаш, аптекарской посуды.
не достаточно данных о производстве тканей, ковроткачестве. Об их существовании в городе можно судить по находкам коробочек хлопка, остаткам сгоревшей ткани и кусков саванов из погребений XIII—xivbb. На Куйруктобе.
Несмотря на опустошения городов, международные торговые пути продолжали работать, возникают новейшие направления их, в частности более оживленным был караванный и дипломатический путь, соединивший Европу и Азию через Поволжье, Урал, Хорезм, Сырдарью и Семиречье.
В подъеме экономики края и городов Сыгнака, Саурана, Отрара, безусловно, важную роль сыграло и то, что в начале XIV в. Они вошли в состав Ак-Орды, которая была первым крупным государственным образованием, сложившимся на местной экономической базе в послемонгольское время на местности
Казахстана.
Присоединение южных районов Казахстана к державе Тимура, стабилизация политической обстановки способствовали некоторому оживлению экономической и культурной жизни. Немаловажную роль в подъеме Туркестана, Карнака, Отрара игралось стройку грандиозного комплекса АхмедаЯсави, мечети Арслан-Баб; сосредоточение в Отраре, Ясы, Сауране огромных масс войск, и, как следствие этого, оживление междуобластной торговли.
другой была судьба городской культуры в Семиречье. Положение тут в первые годы после монгольскогонашествия было относительно благополучным. В
Илийской равнине упоминаются Кайлык, либо-балык, отмечаются города в
Таласской и Чуйской равнинах. Жизнь в них протекала довольно интенсивно.
И, тем не менее, к середине XIII в. Начинается общий упадок земледельческой и городской жизни. Предпосылки, которые вызвали смерть городской культуры в
Семиречье, были различными, но они сплелись в таковой пучок, что противостоять им не смогли ни древние традиции оседлости, ни пробы сохранения городской культуры, предпринимавшиеся центральной властью, ни проходившие через Семиречье торговые пути.
Территория Семиречья оказалась политически разорванной на три части, в составе улуса Джучи (северные районы), улуса Чагатая (равнины Чу, Таласа, южная часть равнины либо) и улуса Угэдэя (северо-восточные районы). В
Семиречье переселились огромные массы кочевого населения, которые при поощрении верховной власти варварски относились к горожанам и оседлому сельскому популяции. В интересах кочевой знати под пастбища отводились культурные земли, ранее использовавшиеся под посевы, огороды, сады.
Как бы иллюстрацией к этому замечанию служат слова Вильгельма Рубрука, проехавшего через Семиречье в 1253 г. Он пишет про Илийскую равнину:
«...До этого там находилось много городков, но по большей части они были разрушены татарами, чтоб иметь возможность пасти свои стада, так как там были наилучшие пастбища».
таковым образом, упадок оседлой культуры тут начинается сходу же вслед за монгольскими завоеваниями и если города, будучи центрами транзитной торговли и ремесленного производства, в середине XIII в. Еще снаружи смотрятся благополучно, то питавшая их земледельческая округа интенсивно разрушается, что и приводит скоро к смерти самих городов.
Обследования остатков старых поселений показывают картину запустения. В
Таласской равнине только незначительно больше десяти городов и поселений продолжали работать, два из них в низовьях реки Талас, другие в верховьях реки, в области Шельджи, где длилась интенсивная разработка серебро- свинцовых рудников. Подобная картина запустения наблюдается и в Чуйской равнине. Археологическими обследованиями тут зафиксировано семь поселений, где жизнь работала и после монгольского завоевания. Но в них наблюдаются явные черты упадка. Города равномерно пустеют, обживаютсялишь отдельные участки шахриста-на и рабадов, местности городов, огражденные длинными валами, забрасываются.
Археологические исследования в Илийской равнине свидетельствуют об окончательном прекращении жизни на городищах Алма-ты, Талгар, Чилик,
Дунгене, Антоновское, Сумбе, Кок-Тума к концу XIII в. В письменных вестей XIV—XV вв. Говорится, что в области либо «нет ни городов, ни строений, все её обитатели кочевники».
Окончательный удар по экономике Семиречья нанесли походы Тимура. Как справедливо отмечают исследователи, целью их были не лишь грабежи, захваты добычи, дезорганизация хозяйства и ослабление военной силы, но и прямой захват новейших территорий.
но, несмотря на погромы и опустошения, произведенные монголами, традиционные полосы городской культуры не были прерваны. Так же, как и в остальных областях, где существовали древние оседлые и городские традиции, города описываемого периода и в социальном, и территориальном, и культурном отношениях были продолжением домонгольских городов.
Преемственность прослеживается и в архитектуре, и в строительстве, и в элементах городского благоустройства, в ремеслах, в первую очередь, керамическом и ювелирном.
§ 2. Города и сельские поселения в последней четверти XV-XVII вв.

Рассматриваемый период в истории Казахстана довольно подробно по сравнению с предшествующими, освещен письменными источниками. По сравнению с предыдущим временем, количество городов, упоминаемых в источниках, сократилось до 20, а городищ, датируемых второй половиной XV— началом XVIII вв.—до 23. Во второй половине XV в. В письменных источниках уже не встречаются наименования ссверокаратауских городов Уросогана, Сугулкента,
Кумкента. В низовьяхСырдарьи прекращают жизнь городища (Джан-кала) Кыз-
Кала; на Бугуни — городище Бузуктобс (Чилик), на Средней Сырдарье —
Куйруктобе и Оксус.
По сравнению с IX—XII вв. Число узнаваемых по письменным источникам городов ЮжногоКазахстана уменьшилось практически в Зраза, а число городищ — в б раз.
В Отраре с середины XV в. Пустеет пригород. К XVI в. Территория его занимала чуток больше гектара, и вся городская жизнь сконцентрировалась лишь в центральной части.
Сокращение городов, местности отмечено для Сайрама, Сыгна-ка, Узгента,
Сузака. Пустеют их рабады и вся городская жизнь сосредоточивается в пределах центральной, более укрепленной части. В XVI—XVII вв. Огромную роль в политической и экономической жизни региона стали играться города левого берега Сырдарьи, такие, как Аркук, Куджан, Аккурган, Узгснт. На северных склонах Каратау роль главенствующего города перешла к Сузаку. Происходит быстрое возвышение Яссы-Туркестанадо ранга столицы всего Южного
Казахстана^.
практически все позднесредневековыс города Казахстана наследуют планировочный остов городов предыдущего времени. В топографии позднесредневековых городов различаются «хисар» — центральная часть города, обнесенная стеной, и пригородные районы. Термин «хисар» понимается и как «город»,
«укрепление», и как «городская стена». Хисар—.«это густонаселенная укрепленная часть города, в которой концентрировались правительственные строения, казармы, соборная мечеть, главные рынки и ремесленные мастерские, жилые дома основныхгородских слоев». Территория со следами стройки за стеной, за хисаром была пригородом, сельской зоной и жизнь её резко различалась от жизни хисара. Фактически города. Уличная сеть, составляющая скелет города, была довольно сложной. В Отраре, к примеру, зафиксировано не считая центральной магистрали, соединявшей южный и северный въезд, еще шесть сквозных улиц, идущих в меридиональном направлении.
Центральная магистральная улица соединяла северные и южные ворота.
Кольцевая улица опоясывала город по периметру сходу же за стеной. С нее имелись выходы и за город, сделанные уже в позже время.
В Отраре открыто свыше 30 кварталов XVI—XVII вв. Каждый состоял из 6—12 домов, площадь, занимаемая одним кварталом, в среднем не превосходила 15М кв. М, а среднее число домов в квартале — 11. Внутриквартальные улочки, шириной до 2 м, начинались от магистральных улиц и объединяли все домовладения квартала. Они, как правило, немощеные, имели плотную, утромбованную поверхность. В качестве благоустройства время от времени использовались вымостки участков улицы перед домами и отмостки вдольиз жженогокирпича и его обломков. Улочки имели «карманы» — расширения, видимо. Служившие загонами для скота. Время от времени внутриквартальная улочка переходила в дворик-площадь, где размещалась серия хозяйственных ям, а почаще всего таковой дворик мог употребляться как загон для скота всех обитателей квартала.
Социальная картина в кварталах, воссозданная на базе археологических материалов (как было отмечено и для более ранешнего времени), однородная. Нет кварталов «богатых» и «бедных». В каждом квартале есть 2—3 огромных многокомнатных дома, 1—2 малеханьких одно-, двух- и трехкомнатные и другие приблизительно однообразные по площади. Этот факт разъясняется этнографическими параллелями. В Бухаре XIX в., К примеру, в одном и том же квартале, в одной и той же квартальной общине имелись и богатые и бедняки.
Причем социальное неравенство не нарушало издревле сложившегося бытового уклада. Напротив, для богатых и авторитетных семей такое соседство представляло много удобств, ибо им просто было отыскать людей для услуг.
энтузиазм представляет вопрос о выяснении специализации кварталов по роду деятельности проживающих в нем людей. В Отраре только один квартал может быть определен как «квартал гончаров». Специализация его обитателей гончаров была традиционной и передавалась из поколения в поколение.
В числе публичных зданий в структуре города, как и ранее, были публичные бани.
В период жестокой борьбы меж степными правителями за обладание сырдарьинскими городами, в ходе которых страдали в первую очередь сами города, каждый из них обязан был иметь мощную систему укрепления. Не случаем стенки городов, их высота и неприступность, глубина рвов столь красочно описываются в сочинениях позднесредневековых историков.
Остатки крепостных сооружений Саурана до сих пор создают внушительное впечатление. Стенка Саурана построена из пахсовых блоков, чередующихся с кладкой из сырцовых кирпичей. Сохранившаяся высота её и сейчас достигает Ь м. На ней прослеживаются остатки четырех круглых башен. За стеной находился ров глубиной до 3 м, шириной от 20 до 50 м. К воротам ведут двадцатиметровые узенькие проходы, образованные выступающими отрезками стенок.
довольно сильными, судя по материалам раскопок, были поз- днесредневековые укрепления Туркестана.
Жилище XVI—XVII вв. Продолжает линию развития дома предыдущего времени.
По сравнению с жилищем второй половины XIV — первой половины XV вв. Возникают некие новейшие элементы во внутреннем оформлении помещений.
Тандыр переносится из дальнего угла ближе ко входу. Площадкаташнау как бы
«стягивает» второе помещение, дворик л ибо айван, л ибо жилое помещен не и кладовую.Ташнау—не непременно принадлежность лишь жилых помещений, есть они в кладовых и во дворах.'Суфа, занимающая огромную площадь жилого центрального помещения, приподнята над полом на 30—40 см. В нее вмазан тандыр с устьем, выходящим за край суфы. Дымоход начинается с круглого отверстия в стенке тандыра, он продолжен в суфе по самому короткому отрезку до стенки либо угла. Дымоход соединялся с вертикальным колодцем в стене дома. Тандыры закрывались крышками. На углу суфы, традиционно напротив тандыра, устраивалась прямоугольная тумба, площадка для жаровых углей. В общем интерьере помещения тандыр и площадка ташнау перед ним форм ир^тот хозяйственную зону. Тут на суфе рядом с тандыром традиционно стоит глиняная посуда. На борту либо площадке ташнау лежат жернова от мельничного постава. Время от времени в центральном же помещении ближе к углу находился щелевидный погреб. В стенках помещения устраивались ниши для хранения утвари. Суфы застилались сплетенными из камыша либо чия циновками, сверху которых расстилалась кошма, ватные одеяла. Отпечатки и тлен циновок, а также куски кошм и ватных одеял обнаружены при раскопках.
Кладовые с закромами-отсеками предназначались для хранения запасов зерна, жидких и сыпучих товаров. В неких домах есть дворики, перекрытые навесами. Не считая двориков у части домов имелся айван, открытый в сторону внутриквартальной улочки. Он, видимо, употреблялся в качестве загона для скота.
При определении количества городского населения в каждом из населенных пунктов и в целом регионе периода позднссрсдневековья основную роль играются демографические подсчеты, сделанне для Отрара конца XVI — 80-х гг. XVII в., Которые можно экстраполировать на остальные города.
Площадь жилого квартала Отрара составляет 1200—1300 кв. М (средняя 1500 кв. М). Территория города XVI—XVII вв. Равна 20 га, либо 200 000 кв. М, четвертая часть её была занята зданиями публичного использования, площадями, магистральными улицами. Тогда на оставшейся площади 150 000 кв. М располагались 100 жилых кварталов. В каждом квартале насчитывалось от 6 до
12 домовладений, принадлежавших индивидуальной семье, состав которой, по общепринятому мнению, равен 5—7 человек.
В квартале прослеживалось в среднем от 45 до 63 человек, а всего в городе насчитывалось 4500—6300 человек, либо в среднем 5500 обитателей4. Такое же количество жило в Сыгнаке и Сузаке.
В Туркестане проживали 9180 человек. Суран был вдвое больше площади
Отрара, в нем обязано было быть 11 000 человек. Сайрам имел 7560 обитателей, а всего в центрах вилайетов обитало чуток больше 44 000 населения. В
Карасамане, Икане, Карнаке, Карачуке, Сюткен-те, Аркуке, Кот_анс, Узгенте,
Ак-Кургане проживали от 1500 до 2000 обитателей. А в Йаганкенте, Сури,
Йункентс, Куджане, Каракуруне и неотождествленных городищах типа Ран проживали от 800 до 1000 человек.
таковым образом, число городского населения в период XVI — первых трех четвертей XVII вв. В Казахстане, видимо, не превышало 70 000 человек.
Как и для прошлых периодов, более массовый материал получен по гончарству. На Отраре был раскопан квартал гончаров конца XVI — 80-х гг. И нескольких керамических мастерских этого же времени в различных городских кварталах. Наряду с крупными гончарными мастерскими отмечено мелкое ремесленное создание, когда маленькая гончарная печь устраивалась во дворике дома. Хозяева огромных мастерских Отрара могли иметь одного либо нескольких учеников и подсобных рабочих.
В квартале гончаров ремесленники, видимо, были объединены в цехи, подобные тем, о которых понятно по уцелевшим цеховым уставам
«рисоля».Так, по свидетельству этнографов, ремесленники Хорезма, принадлежавшие к одной профессии, называли себя «улпа-гар», что значит
«товарищество по профессии». Главой цеха числился «калантар», избиравшийся на цеховом собрании. В Фергане старшина цеха именовался «бобо» и «аксакал».
Такие же определения употреблялись в Самарканде. Интересно, что при раскопках
Туркестана в слое XIX в. Были обнаружены обломки хумов с оттисками штампов, зафиксировавших в одном случае имя профессионалы Йунуса, в другом — его имя и звание — «кулоли калон» — старший гончар. Видимо, мастер Йунус был главой туркестанского цеха, так же как ими были калантары Хорезма, «бобо» и
«аксакалы» Ферганы.
Традиции и обычаи цехового строя, зафиксированные рисоля, вырабатывались столетиями и, безусловно, существовали у гончаров позднесредневековых городов Казахстана. Отмечается специализация производства. Таковым образом, можно отметить, что по сравнению с периодом ранешнего и развитого средневековья тенденция к специализации городских мастеров-гончаров прогрессирует по мере приближения к новому времени.
Металлургия и кузнечное ремесло, как и до этого, имели в городе обширное распространение. Ремесленники производили литье металлических котлов. Из чугуна делались втулки для колес, имевших характерную форму обоймы с тремя выступами по периметру. Из железа изготавливались серпы. Ножи и их обломки
— более бессчетная категория изделий из железа. Набор стальных подков свидетельствует о том, что они были довольно разнообразны по размерам. Подковывали не лишь лошадей, но и мулов, и ослов.
Медницкое дело, как и ранее, игралось огромную роль в ремесленном производстве города.
Ювелиры обширно употребляли в производстве цветной камень: сердолик, огненный опал, яшму, нефрит, агат, гагат, серпентинит, горный хрусталь. Камешки применялись для производства бус, вставок в перстни, а также как поделочный материал и для самих перстней. Из цветного камня изготавливали также застежки, бляшки и остальные вещи. Ювелирное ремесло, как свидетельствуют обнаруженные при раскопках изделия, характеризовалось высоким уровнем развития. Профессионалы знали и применяли разные технические приемы: ковку, литье, чеканку, штамповку, гравировку, накладную скань, позолоту, насечку серебром. Им был знаком метод производства серебряной и бронзовой проволоки, гранение и шлифовка, сверление цветного камня... Из стекла изготовляли посуду и декорации (бусы, подвески).
Обработка кости являлась обычным ремеслом в казахстан ском городе. В качестве поделочного материала использовались рога и трубчатые кости диких и домашних животных.
не достаточно сохранилось изделий таковых обширно распространенных ремесел, как ткачество, ковроделие, создание изделий из кожи. Но о том, чтов городах имелись ткачи, производившие ткань, свидетельствуют находки напряслиц, отпечатки ткани на суфах, куски ватных одеял, обрывки сгоревшей хлопчатобумажной грубой ткани.
Новым явлением в транзитной торговле второй половины XV—XVIII вв. Было налаживание торговых отношений Средней Азии и России через казахские степи и туркестанские города. Торговля с Россией становится принципиальным фактором в развитии экономики казахстанских городов. Россия вывозила в Казахстан и
Среднюю Азию сукна, атлас, зеркала, меха, серебро. Торговые караваны шли через казахстанские города — Сузак, Карачук, Туркестан. Не случаем источники называют Сыгнак торговой гаванью Дешт-и Кыпчака.
Данные письменных источников подтверждаются археологическими находками.
На городищах Отрар, Туркестан, Сауран найдены китайский селадон и фарфор
XVI—XVII вв., Российские медные копейки.
Наряду с интернациональной торговлей существует обычная торговля сырдарьи неких городов с кочевым миром и местная торговля. Города снабжали окрестное земледельческое и кочевое популяция необходимыми продуктами через базар. Базары городов представляли собой скрытые ряды улиц. Дукан-лавка традиционно принадлежала мастеру-ремесленнику и частенько служила и мастерской, и местом торговли.
Наличие дуканов в Туркестане подтверждается сведениями письменных документов, имеющих отношение к вакфам мавзолея Ахмеда Ясави. На Отраре выявлены торговые лавки, выходившие на улицу.
О размерах интернациональной торговли и торговли меж городами и окрутой, меж отдельными сырдарьинскими городами можно судить по нумизматическому материалу, основным образом из раскопок Отрара и Туркестана. Медные монеты, с указанием монетных дворов Ясы и Ташкента представляют собой типологически однородный комплекс и составляют базу монетных кладов из Туркестана и
Отрара.
К продукции монетного туркестанского двора относятся, может быть, и маленькие медные монетки. Частенько на них заместо надписей выбиты разные знаки, аналогичные тамгам, изображавшимся на керамической посуде.
В жизни средневековых городищ занятие земледелием игралось важную роль.
обитатели имели за городом участки обрабатываемой земли, куда переселялись летом.
Археологические раскопки подтверждают важную роль земледельческих занятий горожан. Так, отмечен в это время рост площади домовладений, который происходит за счет айванов, двориков, кладовых, помещений для скота. Эти конфигурации свидетельствуют и о переменах в хозяйстве городского населения.
Хозяйственные дворики, частично закрытые навесами, огромные кладовые для зерна и сельхозпродуктов, особые помещения для скота в позже рсд невековом Отраре показывают усилившуюся в это время аграриза-цию города.
Характеризуя развитие городской и оседлой культуры, следует отметить её традиционность и преемственность с культурой более ранешнего времени, с одной стороны, и то, что многое из того, что было создано в позднесредневековом городе, вошло органической частью в культуру казахского народа.



   Другие работы этой категории:


Эстонское восстание 1343-45 годов
Эстонское восстание 1343-45 годов тяжело писать об истории Эстонии в Средние века, так как известия об этом периоде мы можем почерпнуть лишь в германских, датских либо шведских источниках. Эстонцы не имели собственной....

Бомба Андрея Сахарова
Бомба Андрея Сахарова Сергей Лесков 12 августа 1953 года на полигоне в Семипалатинске была испытана первая в мире водородная бомба. Это было четвертое по счету русское испытание ядерного орудия. Мощность бомбы,....

История Элама
История Элама С историей рабовладельческого общества Двуречья тесновато связана история Элама. Эта страна (шумеры называли - ее “Ним”, аккадцы — “Эпамту”) находилась к востоку от Шумера. Элам был расположен в гористой местности,....

Политические партия в России в начале XX века
Политические партия в России в начале XX века Содержание. Почему я избрала эту тему?   2 Зарождение партии.            3 Программа партии.            6 Деятельность....

Особенности становления русского централизованного страны
Особенности становления русского централизованного страны Формирование русского централизованного страны хронологически совпадает с образованием монархий в ряде государств Западной Европы. Но содержание этого процесса имело....

Работа парламента в Великобритании
Работа парламента в Великобритании Парламент в Великобритании основан на двухпалатной системе. Палата Лордов (верхняя палата) и Палата Общин (нижняя палата) проводят заседания раздельно друг от друга и формируются совсем....

Революция 1905-1907гг
Первая российская революция 1905-1907.предпосылки. a. Аграрный вопрос: аграрное перенаселение, сохранение больших помещичьих усадеб и широких порядков. b. Рабочий вопрос: маленький уровень оплаты труда и долгий рабочий день. c.....

Опричный террор. Предпосылки, характер, следствие
ПЛАН РАБОТЫ 1. ВСТУПЛЕНИЕ 2 2. ГЛАВА 1. предпосылки возникновения опричнины. 3 1.1. Государственный строй России в начале XVI века 3 1.2. Формирование личности Ивана Васильевича 6 1.3. Вхождение во власть 8....

Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный обряд
Казнь в средневековом городе: зрелище и судебный обряд О.И. Тогоева Говоря о явлении общественной экзекуции в средневековом городе, следует учесть несколько принципиальных событий. В первую очередь, это особенности ....

Последние странички истории романовской монархии
МИНИСТЕРСТОВО ОБРАЗОВАНИЯ русской ФЕДЕРАЦИИ столичный ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ РАДИОТЕХНИКИ ЭЛЕКТРОНИКИ И АВТОМАТИКИ (ТЕХНИЧЕСКИЙ институт) Реферат по истории Тема: Последние странички истории романовской....

 
     
 



Биология и химия Медицина, здоровье Сексология Риторика Экономическая теория Москвоведение Физика Математика Трудовое право Астрология Краеведение и этнография Юриспруденция Криминология Финансы Промышленность, производство Социология Логистика Экология Информатика Архитектура Хозяйственное право Управленческие науки Экономико-математическое моделирование Астрономия Языкознание, филология Схемотехника Банковское дело Муниципальное право Военная кафедра Право Административное право Теория государства и права Безопасность жизнедеятельности Культурология Биржевое дело Информатика, программирование Политология Криминалистика Зоология Товароведение Этика Языковедение Маркетинг Медицинские науки Гражданское право и процесс